РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
СОВЕТ ИЛЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2011 года № 95
Об утверждении районной целевой программы «Развитие муниципальной службы Ильинского муниципального района
Ивановской области на 2012-2014 год»
В соответствии со статьей 35 главы 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", главой 6 Устава Ильинского муниципального района Совет Ильинского муниципального района
решил:
1.Утвердить районную целевую программу «Развитие муниципальной службы Ильинского муниципального района Ивановской области на 2012-2014 год» (прилагается)
2. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия.
Глава Ильинского
муниципального района Н.Г.Романов
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАМА
«РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИЛЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОД»
Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Повышение эффективности управления социально – экономическим развитием Ильинского муниципального района в нынешних условиях возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах муниципальной власти. От того насколько эффективно действуют органы муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти в целом, ее успех и результативность.
На территории Ильинского муниципального района сложилась система правового регулирования и организации муниципальной службы в соответствии с действующими федеральными законами, законами Ивановской области. В частности, нормативными правовыми актами Ильинского муниципального района урегулированы вопросы организации и прохождения муниципальной службы в рамках полномочий муниципального образования.
Вместе с тем с учетом складывающейся практики реализации законодательства о муниципальной службе происходит его совершенствование. Как следствие, проводится постоянный мониторинг обновления федеральной, региональной нормативной базы по вопросам муниципальной службы и изменения (по мере необходимости) нормативных правовых актов Ильинского муниципального района о муниципальной службе. Данная работа носить планомерный и системный характер. Эта работа также проводится во всех органах местного самоуправления Ильинского муниципального района.
В соответствии с действующим законодательством проводятся аттестация муниципальных служащих, квалификационные экзамены. Проходят конкурсы на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
Реформирование местного самоуправления выявило одну достаточно существенную проблему – нехватку квалифицированных кадров в исполнительных и представительных органах местного самоуправления.
Одним из рычагов решения данной проблемы является формирование кадрового резерва и внедрение в муниципальных образованиях системы работы с ним.
В Ильинском муниципальном районе разработана правовая база, регламентирующая порядок формирования и подготовки управленческих кадров в районе.
В конце 2009 года был проведен конкурс по отбору граждан для включения их в резерв управленческих кадров. Конкурс проходил в 2 этапа: отбор кандидатов по представленным документам и собеседование. Тем самым, была создана система формирования резерва кадров.
В результате конкурса был сформирован резерв управленческих кадров Ильинского муниципального района. В резерв вошло 28 человек, в т.ч. 13 муниципальных служащих. Создана база данных резервистов: на всех граждан, включенных в резерв управленческих кадров, сформированы и ведутся личные дела.
Из состава резерва управленческих кадров за период работы с резервом управленческих кадров 8 человек были назначены на управленческие должности и на более высокие должности муниципальной службы.
Идет постоянная работа по повышению профессионального уровня граждан, зачисленных в резерв управленческих кадров Ильинского муниципального района. Они проходят профессиональную переподготовку, обучаются на курсах повышения квалификации, посещают различные семинары по профилю своей деятельности.
Резервисты проходят стажировки в Департаментах и управлениях Ивановской области, принимают участие в разработке проектов нормативно правовых актов муниципального образования, в подготовке вопросов на заседания коллегии при Главе администрации, Совет Глав органов местного самоуправления, работают в постоянных комиссиях администрации района и поселений.
Надо отметить, что резервисты, муниципальные служащие, имеют право на первоочередное направление на повышение квалификации за счет средств бюджета.
Но на более высоком уровне необходимо решать вопрос финансового обеспечения обучения резервистов, не являющихся муниципальными служащими.
На сегодняшний день сложилась практика работы с резервом управленческих кадров. Проходят встречи руководителей Ильинского муниципального района с кадровым резервом
Для более эффективного способа передачи знаний и навыков гражданам, состоящим в резерве управленческих кадров, а также для постоянного метода обучения резервистов в практику работы с резервом управленческих кадров введено наставничество. Разработан график проведения стажировок граждан, зачисленных в резерв управленческих кадров в структурных подразделениях администрации Ильинского муниципального района.
Резервисты широко задействованы в политической и общественной жизни района. Многие из них принимают активное участие в выборных компаниях, входя в составы территориальной избирательной комиссии, участковых избирательных комиссий. Три резервиста вошли в состав Общественного Совета при администрации Ильинского муниципального района, один из которых его и возглавляет.
На официальном сайте администрации Ильинского муниципального района имеется раздел «Муниципальные кадры. Резерв кадров». В нем размещены НПА по резерву управленческих кадров администрации района, а также информация о работе с резервом кадров, и план мероприятий по работе с резервом кадров.
Слабым звеном в работе с резервом управленческих кадров Ильинского муниципального района является работа по пополнению резерва из молодежи.
Если проанализировать кадровый состав по возрастному цензу то ситуация сложилась так: лиц в возрасте до 30 лет в кадровом резерве 1, от 30-35 лет – 4, от 35 до 40 лет – 12 , от 40 до 50 лет – 11. Для решения данной проблемы может быть организация на общественных началах «Школы помощника главы администрации».
Основным источником формирования данного резерва должны стать молодые люди в возрасте 14 – 30 лет. В администрации Ильинского муниципального района есть намерения по внедрению такого проекта.
В качестве совершенствования методических и инструктивных материалов, регулирующих вопросы по работе с резервом управленческих кадров, необходимо использовать в практике работы «метод экспертных оценок». Данный метод позволит оценить резервиста объективно и «прозрачно» вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений, достоверно и валидно.
Необходимо с определенной периодичностью устраивать семинары по обмену опытом (и полученными знаниями) среди резервистов. Такие семинары будут способствовать стимуляции интереса остальных резервистов к приобретению новых знаний и навыков, укрепят имидж «резервиста» как знающих и прогрессивных специалистов.
Вместе с тем практика показывает, что в администрации Ильинского муниципального района механизм работы с кадровым резервом носит скорее формальный, чем планомерный характер.
Существуют проблемы финансового характера, которые препятствуют подготовке управленческого кадрового резерва. Поэтому некоторые аспекты работы с резервом управленческих кадров отражены в программе.
В установленном порядке в администрациях района и поселений рассматриваются вопросы о некоторых гарантиях граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления.
По состоянию на 01.09.2011 численность муниципальных служащих администрации Ильинского муниципального района, ее структурных подразделений, представительных органов Ильинского муниципального района, администрациях поселений составляет 61 человек, 88,5 % из них имеют высшее профессиональное образование, 9,8 % - средне -специальное образование, 1,6 % имеют среднее образование.
Из всех муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование 42,9 % , имеют высшее профессиональное образование по специальностям экономического, юридического профиля и лишь 1 по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Образование некоторых муниципальных служащих не отвечает направлениям деятельности по замещаемой должности.
По стажу работы это выглядит следующим образом: стаж до 1 года имеют- 4,9 % муниципальных служащих, от 1года до 5 лет- 16,4 %, от 5 до 10 лет- 26,2 %, свыше 10 лет – 52,5 %.
По возрастному цензу - 8,2 % составляют лица в возрасте до 30 лет, 21,3 % в возрасте от 30 до 40 лет, 32,8% в возрасте от 40 до50 лет, 32,8 % в возрасте от 50 до 60 лет, 4,9 % старше 60 лет.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений кадровой работы должна стать система профессионального развития муниципальных служащих в Ильинском муниципальном районе.
Так 2010 году 72-х часовые курсы повышения квалификации прошли 15 муниципальный служащий, а на 01.09.2011 года – 6. Профессиональную переподготовку в 2010 году прошел 1 муниципальный служащий.
В 2010 году 2 муниципальных служащих повысили свой образовательный уровень, закончив высшие учебные заведения, и 1 муниципальный служащий получил второе высшее образование.
С учетом современных потребностей и динамики развития муниципальной службы этого явно недостаточно.
Поэтому формирование системы профессионального развития муниципальных служащих необходимо строить на основе долгосрочного планирования
С развитием современных информационных технологий возникает ряд проблем с их внедрением и использованием. Следует отметить, что ряд муниципальных служащих администрации Ильинского муниципального района и ее структурных подразделений не в полной мере владеют такими навыками и умениями. В связи с этим информационные ресурсы при принятии управленческих решений используются не в полном объеме.
Самостоятельным направлением развития муниципальной службы в Ильинском муниципальном районе является противодействие проявлению коррупционно опасных действий. Борьба с коррупцией ведется комплексно и системно. Для этого в органах местного самоуправления Ильинского муниципального района разработаны все необходимые нормативно-правовые акты, постоянно проводится мониторинг состояния нормативной базы по противодействию коррупции
Таким образом, формирование квалифицированного кадрового состава муниципальных служащих должно стать основным направлением развития муниципальной службы в Ильинском муниципальном районе.
Особое внимание должно придаваться решению задачи омолаживания муниципальных кадров, привлечение на муниципальную службу талантливых молодых специалистов, работе и использованию кадрового резерва. При этом необходимо обеспечивать преемственность поколений в системе муниципального управления, ротацию кадров, а также усиление конкуренции и конкурсных начал в процессе отбора, подготовки и карьерного роста муниципальных служащих.
Паспорт
районной целевой программы
«Развитие муниципальной службы в Ильинском муниципальном районе Ивановской области на 2012-2014 год»
Наименование
Программы
|
Районная целевая программ «Развитие муниципальной службы Ильинского муниципального района Ивановской области на 2012-2014 год» (далее – Программа)
|
Основания для разработки программы
|
Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»;
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
Закон Ивановской области от 23.06.2008 № 72-ОЗ «О муниципальной службе в Ивановской области».
Решение Ильинского районного Совета от 16 февраля 2011г. № 60 «Об утверждении Положения о муниципальной службе в Ильинском муниципальном районе»
|
Цели программы
|
-повышение эффективности и результативности муниципальной службы;
-оптимизация организационно-правового обеспечения муниципальной службы;
- развитие системы профессионального и личностного роста муниципальных служащих;
-создание необходимого кадрового, организационного, информационного и ресурсного потенциала муниципальной службы;
-формирование профессиональной системы управления муниципальной службой.
|
Задачи программы
|
В процессе достижений поставленных целей обеспечить решение следующих приоритетных задач:
-внедрение современных методов муниципального управления, оценки эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих, рационального использования ресурсов в муниципальной службе;
-приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством;
-повышение уровня открытости, доступности муниципальной службы Ильинского муниципального района в интересах развития гражданского общества;
-применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для муниципальной службы, создание условий для их должностного (служебного) роста;
- реализация современных программ переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальной службы;
-разработка квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих;
- формирование функционирования кадрового резерва, обеспечение повышения привлекательности и престижа муниципальной службы;
-использование инновационных целевых управленческих команд по решению острых социальных проблем, внедрению проектов повышения эффективности муниципальной службы;
-внедрение в структурные подразделения муниципальной власти принципов и методов самообучающихся технологий;
-совершенствование гендерной структуры власти и др.
|
Сроки реализации
Программы
|
2012-2014 год.
|
Участники (исполнители)
основных
мероприятий
|
Администрация Ильинского муниципального района.
|
Объемы
финансиро-вания
|
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы:
Из них:
в 2012 году – 205 тыс. рублей
в 2013 году- 225 тыс. рублей
в 2014 году- 195 тыс. рублей
|
Ожидаемые
конечные результаты
реализации
Программы
|
Последовательная реализация программы позволит:
- повысить эффективность и результативность муниципальной службы;
-усовершенствовать нормативную правовую базу по вопросам муниципальной службы и местного самоуправления и привести в соответствие с федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами;
- повысить качественный уровень исполнения муниципальными служащими Ильинского муниципального района Ивановской области должностных(служебных) обязанностей и оказанием муниципальных услуг в результате повышения квалификации муниципальных служащих, профессиональной переподготовки по профилю своей деятельности;
-повысить эффективность кадровой политики муниципальной службы;
- подготовка качественного резерва на руководящие должности муниципальной службы Ильинского муниципального района;
-создать условия для открытости и подконтрольности деятельности муниципальных органов власти;
-создать основу для совершенствования финансово-экономического обеспечения муниципальной службы;
-внедрить механизмы выявления и разрешения конфликта интересов в органах муниципальной власти, осуществлять контроль за соблюдением требований к служебному поведению, правовому регулированию служебной этики муниципальных служащих;
- развить эффективный диалог между властью и обществом;
-создание современной материально-технической базы муниципальной службы;
-установить гендерную симметрию в системе муниципальной службы;
-повысить эффективность системы управления муниципальной службой,
|
Система контроля за
выполнением
Программы
|
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заведующая отделом муниципальной службы и организационной работы администрации Ильинского муниципального района.
|