Утверждено:
Заместитель начальника Департамента
социальной защиты населения
Ивановской области
_________________ Н.Ю. Киселева
ПОЛОЖЕНИЕ
областного конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Тактильная книга – детям»
-
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок проведения конкурса на лучшую тактильную книгу для детей с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья «Тактильная книга – детям» (далее - Конкурс).
1.2. Руководство, организацию и проведение Конкурса осуществляет ОБУСО «Центр помощи семье и детям «На Московской»» (далее – ОБУСО ЦСП) при поддержке Департамента социальной защиты населения Ивановской области.
1.3. Партнер Конкурса: Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная специальная библиотека для слепых».
1.4. Конкурс проводится в рамках реализации Программы Ивановской области «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 16.01.2019 № 1-п.
1.5. Участие в Конкурсе подтверждает согласие участников со всеми пунктами настоящего Положения.
-
Цели и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса – привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, содействие всестороннему развитию личности ребенка посредством применения ассоциативных и дидактических тактильных книг.
2.2. Задачи Конкурса:
- освещение возможностей реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ассоциативных и дидактических рукодельных тактильных книг;
- стимулирование творческих инициатив по изготовлению рукодельных тактильных книг для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание библиотечного фонда рукодельных тактильных книг.
-
Участники Конкурса
3.1. К участию в Конкурсе приглашаются учреждения и организации Ивановской области, осуществляющие свою деятельность в сфере социального обслуживания, образования, культуры и досуга. Принять участие в Конкурсе могут сотрудники, получатели услуг, клиенты, посетители, читатели, обучающиеся и иные граждане – участники досуговых, творческих, волонтерских объединений, действующих на базе вышеуказанных учреждений.
-
Сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится в несколько этапов:
1 этап – информирование участников о проведении Конкурса: с 28.10.2022 по 31.10.2022 включительно.
2 этап – прием заявок на участие в Конкурсе: до 09.11.2022 включительно.
3 этап – изготовление участниками рукодельных тактильных книг и предоставление их для оценки жюри: до 31.11.2022.
На данном этапе при изготовлении рукодельных тактильных книг участники могут воспользоваться материалами методического пособия «Тактильная книга для особого ребенка», которое будет выслано на электронные адреса организаций одновременно с Положением о Конкурсе. Также участники могут получить индивидуальные консультации по вопросам изготовления рукодельных тактильных книг у партнеров Конкурса (контактная информация партнеров указана в п. 9.2. настоящего Положения).
4 этап – экспертиза конкурсных работ членами жюри, определение победителей Конкурса: с 01.12.2022 по 03.12.2022.
5 этап – подведение итогов и объявление победителей Конкурса, рассылка дипломов победителям и участникам: 03.12.2022.
6 этап – передача изготовленных в рамках Конкурса рукодельных тактильных книг в библиотечный фонд Государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановская областная специальная библиотека для слепых»: с 03.12.2022 по 10.12.2022.
-
Порядок проведения Конкурса
5.1. Подготовку и проведение Конкурса осуществляет Рабочая группа, сформированная организаторами Конкурса, оценку конкурсных работ - Конкурсная комиссия (жюри).
5.2. Функции Рабочей группы:
- регистрация участников Конкурса, сбор конкурсных работ;
- формирование, организация работы Конкурсной комиссии (жюри);
- формирование рейтинга участников для определения победителей;
- информирование о ходе и итогах Конкурса.
5.3. Состав Рабочей группы:
Бурцева О.В. – заведующий организационно-методическим отделением ОБУСО ЦСП;
Грошева О. Ю. – специалист по социальной работе организационно-методического отделения ОБУСО ЦСП;
Черемисинова З.А. – специалист по социальной работе организационно-методического отделения ОБУСО ЦСП.
5.4. Порядок работы Конкурсной комиссии (жюри):
- осуществление экспертизы конкурсных работ согласно критериям Положения о Конкурсе;
- составление рейтинга конкурсных работ;
- определение победителей в заявленных номинациях.
5.5. Состав Конкурсной комиссии:
Председатель:
Фатхуллина В.Н. – заместитель директора по УВР ОБУСО ЦСП.
Заместитель председателя:
Жалова А.А. – консультант управления по делам семей, воспитывающих детей, Департамента социальной защиты населения Ивановской области.
Члены:
Виноградова А.А. – главный библиотекарь группы стационарного обслуживания ГБУ ИО «Ивановская областная специальная библиотека для слепых»;
Миткова А.А. – член Союза художников России, преподаватель специальных дисциплин I категории Ивановского художественного училища имени М.И. Малютина;
Ершова Ю.Е. – учитель технологии МБОУ СОШ № 41;
Суханова С.А. – учитель-дефектолог Центра социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации для детей с крайней степенью слабовидения «Я увижу мир» (МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182»).
5.6. Участники Конкурса в срок до 09.11.2022 направляют в ОБУСО ЦСП заявки по установленной настоящим Положением форме (приложение 1) на электронную почту: omo_csp@mail.ru. В теме письма указать: «Заявка на Конкурс».
5.7. В установленные п. 4 настоящего Положения сроки участники изготавливают рукодельные тактильные книги и в срок до 31.11.2022 самостоятельно
предоставляют готовую конкурсную работу в ОБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «На Московской»» по адресу: г. Иваново, ул. Московская, д.50/1 (организационно-методическое отделение).
Вместе с конкурсной работой организации – участники Конкурса предоставляют заполненный Договор пожертвования (2 экземпляра) и Акт передачи (2 экземпляра).
5.8. Рукодельная тактильная книга предоставляется на Конкурс в единственном экземпляре. Предоставленные на Конкурс работы участникам не возвращаются. Согласно целям и задачам конкурса из собранных в ходе проведения Конкурса книг будет сформирован библиотечный фонд для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.9. Участники Конкурса направляют не более одной
индивидуальной работы.
5.10. Победителем Конкурса признается работа, набравшая наибольшее количество баллов соответственно установленным в п. 9 критериям и параметрам оценки. При равном количестве баллов у двух и более работ решающее слово принадлежит председателю Конкурсной комиссии (жюри).
5.11. Победители и участники Конкурса награждаются дипломами, которые представляют собой электронный именной документ, и направляются участникам по указанной в заявке электронной почте.
-
Номинации Конкурса
6.1. Книги, направленная на развитие мелкой моторики:
«Лабиринты»;
«Найди пару и соедини»;
«Шнуровки и застежки» (одежда, обувь с пряжками, пуговицами, кнопками, молниями и др.).
6.2. Тематические книги:
«Мой дом»;
«Мой день» (режимные моменты с одним героем);
«Времена года»;
«Скоро в школу» (школьные принадлежности);
«Водный/подводный мир».
«На лесной полянке» (растения, грибы, солнышко, облако, насекомые и т.д.)
6.3. Дидактические книги:
«Что, как растет» (семечко, росток, взрослое растение с плодами);
«Геометрические фигуры»;
«Счет».
-
Требования к конкурсным работам
7.1. На Конкурс принимаются оригинальные рукодельные дидактические и ассоциативные тактильные книги для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с нарушением зрения и другими ограниченными возможностями здоровья. Ответственность за соблюдение авторских прав работы, участвующей в Конкурсе, несет автор работы.
7.2. Основные требования к безопасности тактильных рукодельных изданий.
При создании рукодельных тактильных книг следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чтения и здоровье ребенка:
- не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки;
- не допускается использование токсичных клеящих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов;
- с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот;
- необходимо предусмотреть возможность санитарной обработки издания.
7.3. Основные эргономические требования к рукодельным тактильным книгам.
В рукодельных тактильных книгах рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:
- легкость – обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги;
- прочность – исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;
- размер – влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания находятся в пределах от 210x250 мм до 230x297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см;
- объем – влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 страниц);
- материалы, используемые для создания рукодельных тактильных книг, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.
7.4. Основные требования к оформлению рукодельных тактильных книг:
Дизайн рукодельных тактильных книг имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании:
- не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования;
- цвета расходных материалов, используемых для оформления книг, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции;
- не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
7.5. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению:
- контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;
- для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;
- следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов;
- материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен;
- цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным;
- при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом;
- рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
- при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;
- изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони;
- следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;
- в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;
- в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью изготовления подвижного элемента – кивающей головы.
7.6. Рукодельная тактильная книга не должна содержать текста, в том числе исполненного шрифтом Брайля. Содержание книги необходимо передать только с использованием объемных/рельефных иллюстраций/изображений.
-
Критерии и параметры оценки конкурсных работ
8.1. Критерии оценки конкурсных работ:
- соответствие содержания рукодельной тактильной книги заявленным номинациям (от 0 до 10 баллов);
- индивидуальность, оригинальность идеи, новаторство (от 0 до 10 баллов);
- полнота и образность содержания книги (от 0 до 10 баллов);
- тактильная узнаваемость фигур, деталей, сюжета (от 0 до 10 баллов);
- качество и эстетика выполнения работы (от 0 до 10 баллов);
- практическая значимость для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (от 0 до 10 баллов).
-
Контактная информация
9.1. Координатор Конкурса:
Фатхуллина Вера Николаевна, заместитель директора по УВР ОБУСО ЦСП, контактный телефон 8(4932)30-01-95 (доб.117).
Контактное лицо:
Бурцева Ольга Вячеславовна, заведующий организационно-методическим отделением ОБУСО «Центр социальной помощи семье и детям «На Московской»», контактный телефон: рабочий - 8(4932)30-01-95 (доб.109), сотовый - 89621573795.
E-mail: csp_ds@ivreg.ru; omo_csp@mail.ru
Адрес: 153000, г. Иваново, ул. Московская, д. 50/1
9.2. Контактная информация партнеров:
Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для слепых»
153002, РФ, Ивановская область, г. Иваново, ул. Демидова, д. 6.
Телефон: 8 (4932) 30-04-86.
Cайт: www.iosbs.ru
e-mail: iosbs@bk.ru
Координатор Конкурса: Виноградова Августа Алексеевна, главный библиотекарь.
Консультант: Суханова Светлана Алексеевна, учитель-дефектолог Центра социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации для детей с крайней степенью слабовидения «Я увижу мир» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182) г. Иваново.
Консультации можно получать еженедельно по пятницам с 14.00 до 16.00 по тел.: 8-910-983-83-39.
Приложение 1
ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе на лучшую тактильную книгу для детей с ограниченными возможностями здоровья «Тактильная книга – детям»
Наименование организации-заявителя
|
|
Ф.И.О. руководителя организации-заявителя
|
|
Ф.И.О., должность сотрудника организации-заявителя, ответственного за участие в Конкурсе
|
|
Контактный телефон сотрудника, ответственного за участие в Конкурсе
|
|
Адрес электронной почты, на который будут высланы наградные документы
|
|
Название книги, представляемой на конкурс
|
|
Наименование номинации Конкурса
|
|
Ф.И.О., должность автора-изготовителя (или группы авторов)
|
|
Комментарии (дополнительная информация о книге предоставляется по желанию участника конкурса)
|
|
Руководитель организации-заявителя Подпись Расшифровка
Дата